Сои много — денег мало

16.01.18 в 10:51
Сои много — денег мало

"Соя наше все!" — с гордостью говорят о бобовой культуре, которая давно стала стратегической для Приамурья. В этом году, несмотря на то что уборка началась почти на неделю позже обычного, в Амурской области собрали небывалый урожай сои за всю историю — более 1 миллиона 300 тонн. Только сами аграрии, подарившие стране такой рекорд, вынуждены сегодня сворачивать  перспективные программы развития хозяйств, а некоторым полученной прибыли не хватает даже на то, чтобы погасить кредиты.

Одно из крупнейших крестьянско-фермерских хозяйств Белогорского района, которым руководит Владимир Кушнерук, засевает соей ежегодно 1300 гектаров, плюс пшеницы и других зерновых сеют 1000 га. В этом году в ущерб севообороту здесь вынуждены почти вполовину сократить посевы зерновых и засеять землю соей. В хозяйстве понимают, что рубят сук, на котором сидят.

— Мы получили урожайность сои 17,5 центнера, год назад было 15. Но при этом мы заработали по сравнению с прошлым годом 10 миллионов рублей убытков, — привел цифры Владимир Тарасович. — Как и многие, мы надеялись продать сою как минимум по цене 25 рублей за килограмм. От этой цены и строили прогнозные планы. Планировали прикупить катки, культиватор, но полученной прибыли хватает дожить только до июля. А что дальше? У меня кредиты, лизинговые платежи, зарплата работникам КФХ, покупка дизтоплива. Чтобы дотянуть до конца года, не хватает еще порядка четырех миллионов. Придется опять брать кредит или заем в банке. Мы решили в этом году еще увеличить площади под сою за счет 400 гектаров зерновой группы — засеем бобовыми не 1300 га, как планировали, а 1700. Мы вынуждены сокращать поля, которые предназначались под севооборот, но иначе хозяйство просто не выживет.

— У нас ситуация просто катастрофическая. Во всяком случае, для меня худшего года еще не было, — не скрывает руководитель колхоза "Новосергеевский" Серышевского района Татьяна Михайленко. — Потому что раньше, когда не было цены на сою, мы могли рассчитывать на государственные субсидии, но их обрубили — уже года два не видим.

Сергей Романов — крупный фермер Октябрьского района расказывает, что намолотили 27 тысяч тонн сои и… до сих пор не могут ее продать. Надо с людьми рассчитываться, долги гасить. Сейчас приходится бобовые отдавать за бесценок.

— У нас по сравнению с другими по сое все неплохо, хотя и потеряли на разнице в цене 120 миллионов, — выложил свою аналитику Владимир Абрамов, глава колхоза "Колос". Это крупнейшее в Октябрьском районе хозяйство работает с Белгородом. Они реализовали бобовые по 22 рубля за килограмм, в то время как другие выжидали более выгодной цены, а она упала до 15 рублей. Недополученная прибыль повлияла на планы и этого хозяйства.

— Урожайность по сое у нас в этом году получилась 23,6 центнера, — поделился успехами генеральный директор "Партизана" Виктор Силохин. — Из 39 тысяч тонн бобовых мы 3 тысячи тонн заложили на семена, еще тысячу пустили на шрот для животноводства, а остальное все — на продажу. Мы работаем с Амурагроцентром  — продали 30 тысяч тонн. Но немного оставили на всякий случай. Все ждут, что с нового года цена на сою поднимется. Решили проверить. Даже у работников нашего стабильно работающего хозяйства большое разочарование. По сравнению с прошлым годом мы намолотили сои больше на 12 тысяч тонн. Сил, солярки и других производственных расходов потратили больше. Естественно, люди надеялись, что и денежное вознаграждение за труд будет выше, а получили все так же, как и в прошлом году. 

И руководители крепких хозяйств, такие как Силохин, и мелкие фермеры — все до единого аграрии в один голос кричат о ценовом диспаритете, который разоряет село.  Если в 2016 году цена на сою была 28 рублей за килограмм, а дизельное топливо 32 рубля за литр, то в 2017-м соя упала до 20 рублей, а сегодня вообще 15, при этом цена ГСМ уже доходит до 48 рублей за литр.

 — Мы теряем большие деньги. Все дорожает — энерготарифы, топливо, удобрения, гербициды, а наша продукция дешевеет. Пшеница в 2016 году была 8 рублей за килограмм, а в 2017-м — 5 рублей — это при себестоимости 5,5 рубля. И что предлагаете аграриям — сеять ее себе в убыток?!  — задается вопросом глава "Колос" Владимир Абрамов. — От нас правительство требует, чтобы мы сеяли. И мы рады сеять, не отказываемся, но диспаритет цен слишком большой.

"Амурская правда" задала заместителю председателя областного правительства, курирующему сельское хозяйство, несколько вопросов, главным из которых был: чем аграриям могут помочь региональные власти.

 - Ситуация в АПК сложилась неоднозначная, но мы ее предвидели - высказал свою точку зрения Владислав Бакуменко заместитель председателя областного правительства, курирующий сельское хозяйство. Он предложил аграриям объединятся в кооперативы - Почему большие коллективные хозяйства сегодня живут? У них есть основные средства, которые можно заложить в банке, они могут взять кредит и направить деньги на новую технику, технологии. А мелкому товаропроизводителю сложно взять кредит на развитие. Поэтому он и получает только 9 центнеров с гектара, а не больше 20, как большие хозяйства. Мы советуем мелким товаропроизводителям объединяться в кооперативы, тогда легче будет выживать.

Также уже решен вопрос по лизинговым платежам. Буквально вчера мы получили согласие Росагролизинга сделать отсрочку платежей для наших аграриев. Но по каждому хозяйству вопрос будет рассматриваться индивидуально — необходимо будет перезаключать договор. Условия такие: если Росагролизинг делает отсрочку, к примеру, на полгода, тогда по дополнительному соглашению за эти 6 месяцев они берут по 7 процентов, а дальше опять по 3,5% хозяйства будут платить. То есть процентная ставка по лизингу увеличивается в два раза только на период действия отсрочки. И такая возможность предоставляется только тем хозяйствам, которые при получении лизинговых средств начинали возмещать кредит и проценты сразу — без отсрочки платежа.

Еще одной мерой поддержи станет помощь хозяйствам, которые не могли вовремя начать уборочную компанию в связи с переувлажнением почвы: "Мы поможем хозяйствам, но не деньгами. Мы профинансируем частично — на 50 или на 30 процентов — приобретение новой техники, семян или удобрений. Размер помощи будет зависеть от того, сколько денег получим. Такого, чтобы каждой сестре по серьге, не будет. Поручим минсельхозу сделать выборку и будем оказывать помощь в приобретении материальных ресурсов".

 

Источник: Амурская правда

Другие новости в этом разделе: