Владимир Владимирович, вспомните тамбовский съезд фермеров!

11.09.20 в 08:20
Владимир Владимирович, вспомните тамбовский съезд фермеров!

9 лет назад Президент Путин обещал фермерам разрешить строить дома на своей земле. Что за этим последовало, а что нет...

Не мужик в лаптях

«Фермер — это не мужик в лаптях!»

– открыл 1 марта 2011 года 22-й съезд фермеров России в драмтеатре Тамбова президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР) Владимир Плотников. —

«А производство молока — это высший пилотаж в сельском хозяйстве Тем не менее, в год сокращается по несколько сот тысяч коров... 100 лет назад мы сливочное масло экспортировали...теперь Россия занимает первое место в мире по импорту сливочного масла!..»

Делегаты жаловались В. Путину (тогда премьеру) на непомерно высокие тарифы электроэнергии для сельхозпроизводителей, на невозможность фермеру построить на своих сельхозугодьях дом, на проблемы с приобретением семян, со страхованием...

Владимир Владимирович обещал «разрулить» эти вопросы.

Автор этих строк, тогда спецкор изданий АККОР (газета «Российская земля», журнал «Российский фермер»), вел прямой репортаж со съезда в Тамбове, находясь в нескольких шагах от Путина, и видел всеобщее воодушевление делегатов, светящиеся надеждой глаза. Вячеслав Андриянов, руководитель ассоциации фермеров Тульской области не скрывал восхищения:

«Наконец-то дело сдвинется, и фермер сможет построить дом на своих сельхозугодьях, а не ездить на поля за десятки километров, сжигая топливо».

Поручения президента – не указ?

Скоро сказка сказывается... Позже я был свидетелем того, как мурыжили этот насущный вопрос в комитете Госдумы по гражданским делам, других высоких кабинетах.

«Сегодня уже идет борьба не за дом, а за основной принцип категории земель или зоны»,

— сообщил 9 сентября автору компетентный эксперт. —

«Правительство настаивает на зонировании земель и в проекте этого закона строительство учтено. А самостоятельную поправку принимать не хотят. В ситуации с пандемией фермеры эту тему в очередной раз педалировали в Минсельхозе РФ. В стратегический план достижения национальных целей этот пункт включен, но это пока проект».

По поводу сливочного масла. Спустя восемь лет Аналитический центр Milknews привел такие данные:

«Импорт сливочного масла в Россию в январе-июле 2019 года составил 60,3 тыс. т, что на 40% выше значений того же периода 2018 года».

(Источник: https://milknews.ru/analitika-rinka-moloka/rinok-moloka-v-Rossii/import-slivochnoe-maslo-iyul.html). (К слову, 2/3 масла, молочных жиров и паст поставляет Беларусь).

О тарифах и коровах. Спустя девять лет после тамбовского форума вот что я услышал на 31-м съезде фермеров (февраль 2020). Из доклада В. Плотникова:

«Тарифы на электроэнергию. Для сельхозпроизводителей они в среднем в два а то и больше раз, чем для промышленных предприятий. Президент неоднократно давал поручения решить этот вопрос».

Выходит, поручения президента – не указ для министерств и ведомств... О холдингах промолчу – они крутят губернаторами, влияют на аграрную политику на местах.

«Поголовье коров в малых формах хозяйствования (без учета ЛПХ) выросло до 30,1%. А в крупных и средних сельхозорганизациях снизилось до 27,6%. Подобная динамика и в производстве молока»,

— подчеркнул на форуме президент АККОР.

Гордиться не экспортом, а переработкой

В связи с этим приведу размышления директора Центра изучения молочного рынка Михаила Мищенко:

«Назрел очень серьезный системный кризис. Сокращение поголовья приведет к дальнейшему опустошению сельхозземель и сокращению рынка сбыта для растениеводства. Если в СССР мы экспортировали меньше пшеницы, чем сейчас, вовсе не значит, что ситуация обстоит лучше — тогда вся пшеница шла на прокорм 20 млн КРС. Сегодня поголовье значительно меньше, излишки фуража экспортируются по малой цене. С точки зрения доктрины продовольственной безопасности, это большая ошибка, потому что мы не производим продукты питания, а производим пшеницу, которая в итоге к нам возвращается — молоком, мясом, другими продуктами, выращенными на ней»,

— подчеркнул Мищенко.

Как видим, мы поддерживаем зарубежного переработчика. А в господдержке с/х налицо перекос в сторону крупных агрохолдингов. В итоге государство в своем стремлении выполнить Доктрину продовольственной безопасности пытается простыми способами нарастить производство сырого молока. Для этого достаточно иметь несколько крупных агрохолдингов, которые целенаправленно финансируются и развивают свое производства в регионе.

Такой подход не развивает сельский уклад жизни. Гораздо проще провести дорогу к одному крупному предприятию, чем к нескольким небольшим. Из-за этого страдает инфраструктура. В итоге получаем фактическую утрату российских деревень, потерю территории государства.

Читатель, делай выводы сам.

Источник: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

Другие новости в этом разделе: