Розничные сети решительно урезают ассортимент

22.07.19 в 10:45
Розничные сети решительно урезают ассортимент

Розничные торговцы радикально сократили ассортимент товаров на полках из-за запрета возвращать производителям непроданное скоропортящееся продовольствие. Больше всего в гипермаркетах сократилось разнообразие хлебов и мучных изделий - на 40%.

С 6 июня 2019 года заработали принятые Госдумой год назад поправки, запрещающие ретейлерам возвращать поставщикам непроданные продукты питания со сроком годности до 30 дней - молочная, мясная и рыбная продукция, кондитерские и хлебобулочные изделия, овощи и фрукты.

По новым требованиям, торговые сети должны сами снимать с полки залежалый товар и утилизировать его за свой счет. До этого производитель мог сам решить, как поступить со скоропортящимся товаром - получить продукт на руки и уничтожить его самостоятельно или доверить миссию магазину, если готов компенсировать торговцам стоимость товара, либо заменить его на свежий продукт.

Хлеб выпал из матрицы

Поправки, разработанные группой депутатов во главе с зампредом Госдумы Ириной Яровой и первым зампредом комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергеем Лисовским, уже сказались негативно на ассортименте торговых точек. Например, количество позиций хлеба на прилавках сетевых супермаркетов сократилось на 40%, приводит данные Александр Мышинский, совладелец торговой сети «Реал».

Доля возвратов хлебобулочных изделий до принятия закона достигала 20%, в то время как рыбной только 5%.

«Если раньше в отделе были представлены пять видов нарезного хлеба, столько же геркулесового и т.д., то сейчас осталось каждого максимум по два вида»,

- добавляет Мышинский.

В ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга» соглашаются с Мышинским.

«Такого разнообразия хлебобулочных изделий как раньше, сейчас на полках не увидишь. В большинстве мест объемы закупок хлеба продолжают падать, в этом есть заслуга и торговых сетей. Потребитель хочет получать свежий хлеб, но вместо этого на полках на передний план мерчендайзеры выкладывают несвежие буханки. А свежий ждет своей очереди в глубине или на складах»,

- отмечают в организации.

Небольшие хлебокомбинаты новый порядок вымывает с рынка, отмечают эксперты. Полки в магазинах заполняют крупные хлебозаводы, зачастую одинаковой продукцией.

24 млрд на помойку

Многие крупные торговые сети, не дожидаясь вступления закона в силу, начали работать с поставщиками хлеба и другой скоропортящейся продукции на безвозвратной основе. В X5 Retail Group (сети магазинов «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток») лишь некоторым поставщикам, которые письменно попросили об этом ретейлера, разрешили возвращать товар. Хлебным предприятиям в компании сразу сообщили, что возвраты продукции отменяются.

«Сейчас все договора поставки соответствуют требованиям обновленного закона о торговли. По остальным скоропортящимся продуктам, например, кондитерским изделиям, молочной продукции и колбасам, доля возвратов была незначительной и не превышала 1-2%»,

- ответили в пресс-службе торговой компании.

«В договорах «Ленты» отсутствовали условия о возврате нереализованной продукции поставщику. Возвраты осуществлялись исключительно в случаях выявления некачественного товара, а прочие - по согласованию с поставщиком и при его согласии забрать излишки товара»,

- говорят в сети магазинов. Ретейлер также отмечает, что после вступления изменений в силу, в компании пересмотрели ассортимент гипермаркетов и вывели неэффективные позиции из матрицы.

Не использовали прежде механизм возврата также в сети магазинов «Ашан», сообщили в компании.

По сведениям ретейлеров, доля возвратов в общем объеме продаж продуктов питания составляет около 0,5%, что составляет 24 млрд рублей в год.

Скидки за ваш счет

Михаил Лачугин, консультант по продвижению продукции региональных производителей в торговые сети, отмечает, что хотя сетям отдавать назад продукцию поставщику нельзя, но игроки продолжают заключать «добровольные соглашения» между собой.

«Многие все еще работают по этой схеме»,

- уверен эксперт.

Чтобы уменьшить количество остатков, ретейлер распродает продукты, у которых срок реализации подходит к концу, со скидкой в 40%-60%. Акции проводятся за счет поставщика.

«Другая часть продуктов расходится на благотворительные мероприятия и на корм животным. Нереализованные рыба и мясо отправляются на изготовление блюд в собственной кулинарии сети. Хлеб для таких целей в больших количествах не требуется. Кроме того, если что-то из изделий плохо продается, то сразу корректируются последующие заказы в сторону уменьшения закупок»,

- объясняет Лачугин.

По словам Александра Мышинского, в торговой сети «Реал» некоторые поставщики сами пошли на уступки и снизили цену, сократили ассортимент продукции.

«Чтобы товар не оставался невостребованным, сокращаем поставки»,

- рассказывает предприниматель.

Источник: Метагазета

Другие новости в этом разделе: