Почему бастуют зерновозы и как это скажется на аграриях

31.01.19 в 11:07
Почему бастуют зерновозы и как это скажется на аграриях

На прошлой неделе перевозчики зерна объявили всероссийскую забастовку. Они отказываются от работы и призывают товарищей следовать их примеру. Цель акции - увеличить расценки на грузоперевозки. Тариф за транспортировку зерна, считают активисты, должен вырасти в два-три раза - только тогда бизнес станет рентабельным.

Крысы и дар убеждения.

Бойкот зерновозов, если так можно назвать эту акцию, начался 20 января. В этот и последующие дни водители большегрузов из разных регионов России встречались на стоянках и вблизи элеваторов. Протестующие обсуждали, на какую оплату стоит соглашаться, а на какую нет, также останавливали проезжающие мимо фуры и предлагали им присое­диниться к забастовке, отказавшись на время от заказов.

Акции протеста прошли в Ростовской области (стоянка «Орёл» под Батайском, Сальск, Егорлык, пос. Целина, Морозовск), в Краснодарском крае (Славянск-на-Кубани, Кореновск, Успенская), на Ставрополье (село Красногвардейское). Полный список населённых пунктов, где проходили собрания, установить не удалось: митинги носили стихийный характер, дальнобойщики приглашали друг друга на них по рации, в закрытых группах мессенджеров и соцсетей. Позже по этим же каналам распространялись видеозаписи, сделанные на встречах.

В селе Красногвардей-ском протестующие приняли таблицу «расстоя­ний» - коэффициентов, на которые нужно умножить километраж поездки, чтобы рассчитать минимально приемлемый, по их мнению, тариф. Если заказчику нужно доставить груз на расстояние до 100 километров, коэффициент равен 6; от 100 до 200 километров - 5,5; от 200 до 300 км - 5; свыше 300 - 4.

"Будем отталкиваться от расстояний. До 100 километров - 6 расстоя­ний. Меньше - не ехать."

- говорит парень, выступая перед тремя десятками дальнобойщиков. -

"Привожу пример. Едем мы из Красногвардейского в Новороссийск. Расстояние у нас - 400 километров. Согласно таблице, умножаем на 4. Получается 1 600 рублей за тонну, то есть 1,6 рубля за килограмм",

- рассказывает активист на видео.

"Теперь, мужики, наша задача - до всех это донести. Чтобы не пёрлись за копейки на погрузки",

- поддерживает его коллега. -

"Каждый должен с себя начать, со своей порядочности. Сейчас определились по вот таким ценам, значит, всё - не едем, пока такой цены не будет."

Свою идею перевозчики «доносили» до коллег разными методами, в том числе публичным посрамлением водителей, которые не присоединились к акции. Их тут же окрестили «крысами» и «дармовозами». Остановленные у пунктов погрузки, они тут же запечатлевались на камеры.

"Ты за что свою семью собираешься кормить? Тебе что, хуже будет, если 6-7 тысяч рублей сверху упадёт к твоему рейсу через неделю?"

- обращается к явно струхнувшему водителю автор видеоролика.

"Постоять надо три-четыре дня!"

- добавляет кто-то из-за спины.

Немало в сети видео с прямыми угрозами: «Кто едет в Целинский район, знайте: «Камазы» не пускаем и не пустим!» Некоторые предлагали «поставить мышеловки», выпотрошить нагруженные зерновозы...

К счастью, за неделю забастовки дальше разговоров дело не дошло.

"Мы мирные люди",

- говорит перевозчик Павел из Краснодарского края. -

"Мы никому ничего не запрещаем, колёса не прокалываем, борта не открываем. Просто объясняем... Кто-то понимает: подъехав к элеватору, разворачивается, уезжает. Другие говорят, что деньги нужны, семью кормить нечем, и всё равно грузятся. Третьи отвечают, что работают на хозяина, заключён договор, будут неустойки."

Виктор Бородаев, директор агрофирмы «Целина» (Целинский район Ростовской области), рассказал, что забастовка остановила отгрузку зерна и в его хозяйстве. Предприятие ещё до Нового года заключило контракт на продажу пшеницы на условиях франко-склад. Часть «Целина» обязалась доставить своим транспортом, но основной объём должны были вывезти нанятые покупателем машины. Ожидалось до 100 грузовиков в день. Приехало всего три машины.

"Сейчас вывозим зерно в порт своими «Камазами»,

- говорит Виктор Васильевич.

Бастующие утверждают, что в Ростовской области на прошлой неделе должны были идти глобальные погрузки в трёх местах, но все они остановлены. Очевидцы также сообщают, что в Новороссийске «терминал весь пустой», правда, этому может быть два объяснения: либо зерновозы действительно не приезжают, либо выгрузка идёт быстро и им не приходится выстраиваться в очередь.

«Задрали нахлебники!»

"Цены стали падать где-то с середины октября",

- говорит индивидуальный предприниматель, перевозчик Евгений из Ростовской области. -

"Уборка прошла, транспорт начал освобождаться, и тарифы резко пошли вниз, причём непонятно почему. Цена на пшеницу в портах растёт, а мы страдаем."

С тем, что по нынешним ценам работа будет себе в убыток, согласен и глава Национальной ассоциа­ции грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин:

"Более 70% полученных за перевозку зерна денег сейчас уходит на ГСМ. Если учесть другие расходы - налоги, «Платон», ремонт автотранспорта, суточные водителям - прибыли не остаётся никакой."

С ним солидарен фермер Игорь Лысенко (ООО «Заря», Крыловской район Кубани). Имея несколько грузовых машин, Игорь Алексеевич раньше по окончании сезона отпускал своих водителей подзаработать на перевозках. С весны частные заказы «Заря» не выполняет - нет маржи.

На вопрос, почему сложилась такая ситуация, перевозчики, аграрии и эксперты отвечают по-разному.

"Слишком много появилось диспетчеров и лишних людей, которые наживаются на этом. Раньше диспетчер брал себе пять копеек в качестве вознаграждения. А сейчас и 30, и 40 копеек начали снимать",

- говорит перевозчик Павел из Новопокровского района Кубани.

В сфере перевозок возник переизбыток предложения, считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

"После того как была подписана Хартия в сфере оборота сельхозпродукции, экспортёров вынудили заключать контракты напрямую с сельхозпроизводителями",

- объяснил Дмитрий Николаевич. -

"Трейдерам пришлось уйти с рынка, многие занялись грузовыми перевозками. В прошлом сезоне произошла серьёзная инвестиция в транспортную инфраструктуру юга России: видимо, предпринимателям казалось, что на услуги зерновозов существует неограниченный спрос. Теперь же оказалось, что спрос ограничен и конечен, к тому же перевозки зерна во второй половине сельхозгода сильно упали - просто физически стало меньше зерна - и на рынок вышло огромное количество лишнего транспорта. Расценки стали падать, а стоимость бензина и других расходных материалов, напротив, повысилась."

Рынок «уронили» перевозки с превышением весогабаритных норм, считает глава «Грузавтотранса» Владимир Матягин.

"В одну машину по три начали грузить и у других перевозчиков забирать работу",

- объясняет президент ассоциации.

Перегруз выгоден грузоотправителям: некоторые диспетчеры, предлагая работу, заранее указывают, «по норме» будет транспортировка или с перегрузом. Водители соглашаются на нарушение закона: кто по безвыходности, кто ради наживы.

"Я даже сейчас с Кабарды загрузился кукурузой по 1,7 рубля. 68 тонн. Утром буду в Астрахани. 40 тысяч на дорогу уходит, остальные все мои. Вот и посчитай. Чисто за два дня..."

- обращается к протестующим в Whatsapp анонимный перевозчик из Дагестана. -

"Если цена упадёт до 60 копеек, мы всё равно с рынка не уйдём. У меня трёхоска - поставлю пятиоску, буду по 120 тонн тягать. Родился мужиком - умри мужиком, но ты должен зарабатывать."

Кому уступки, кому - ущемления.

Чем всё закончится, беспокоит всех.

Владимир Матягин надеется на победу правосудия и перевозчиков: если на федеральном уровне дадут команду к жёсткому контролю на дорогах, нарушать закон станет невыгодно, перегрузы прекратятся, и работы хватит всем.

"Сейчас работать по закону убыточно для перевозчиков. Тарифы должны вырасти в два раза - тогда они хотя бы в поле рентабельности войдут",

- говорит Владимир Васильевич. -

"Но если завтра цена поднимется, а должного контроля за транспортом не будет, послезавтра найдутся ухари, которые решат по высокой ставке перегрузить машину и хапнуть побольше... Должна существовать неотвратимость наказания."

Протестующие считают, что действенный эффект будут иметь только забастовки: не станет предложения - покупатели зерна будут вынуждены поднять тарифы, чтобы не потерять свои международные контракты.

Перевозчики, не присое­динившиеся к бойкоту, опасаются обратного эффекта:

"Если мы будем перегибать, сельхозпроизводители плюнут и начнут брать транспорт в лизинг. Каждый год будет высвобождаться 500-1000 единиц в каждом федеральном округе, цена для перевозчиков упадёт ещё больше. Мы будем нужны только в уборку",

- предполагает перевозчик Александр.

Сельхозпроизводители планов на лизинг пока не строят, а в ближайшей перспективе ждут повышения тарифов - правда, за счёт снижения цен на зерно.

"Скажу честно, я на стороне людей, которые бастуют, потому что на дорогах действительно беспредел, и прибыли этот бизнес не приносит",

- говорит Виктор Бородаев. -

"С другой стороны, я понимаю, что увеличение расценок в конечном итоге ляжет на нас, на сельхозпроизводителей. Оплату перевозок вычтут из цен на зерно. Мы и так уже много потеряли - от «Платона», от удорожания топлива и запчастей, от ограничений по весу - всё это минус из кармана тех, кто выращивает зерно."

"Все сильно хотят заработать",

- говорит Игорь Лысенко, глава ООО «Заря» (Крыловской район Краснодарского края). -

"На ком-то надо зарабатывать: если забастуют сельхозники, будет плохо - пусть лучше бастуют водители, диспетчеры! Водители требуют повышения цен. Кто пострадает? Сельхозник. Заберут у нас."

Фермерский омбудсмен Краснодарского края Вячеслав Легкодух тоже не исключает такого сценария. Он убеждён, что экспортёры могут воспользоваться забастовкой, чтобы устроить спекуляцию на зерновых котировках.

"К падению цен на перевозки сельхозпроизводители не имеют никакого отношения. Оттого что транспортные услуги подешевели, фермеры больше получать не стали. Зарабатывают на перевозчиках те, кто дальше использует сельхозпродукцию",

- считает Вячеслав Александрович.

Глава ИКАР Дмитрий Рылько ответил «Крестьянину», что серьёзное падение цен на зерно в связи с протестами перевозчиков рынку вряд ли грозит.

"В первой половине сезона отгрузка пшеницы шла высокими темпами. На внутреннем рынке зерна осталось мало, экспортёры за него дерутся и вынуждены поднимать цены",

- говорит Дмитрий Рылько. -

"Для аграриев юга России этот сельскохозяйственный год будет удачным, а вот для экспортёров, напротив, менее удачным, чем прошлый. Тарифы на грузоперевозки, если они повысятся, могут немного придавить цены на юге, но я не думаю, что это случится. Вряд ли протестными акциями перевозчики добьются больших уступок."

Либо эти уступки будут временными.

Эффект забастовки пока ещё сложно оценить: ни одно официальное ведомство пока не сообщило, насколько упал объём зерноперевозок. По данным «Грузавтотранса», саботирована поставка около 90 тыс. тонн (4% от ожидаемого в январе экспорта зерна).

Минсельхоз России объявил, что займётся проблемой перевозок зерна. Аграрии Ростовской области и Краснодарского края, с которыми беседовал «Крестьянин», отвечали, что урожай пшеницы ими уже продан. Те, у кого есть возможность придержать семечку и кукурузу, будут ждать весны. К тому моменту вопрос с зерновозами, скорее всего, будет решён.

Источник: Газета "Крестьянин", Александра Коренева

Другие новости в этом разделе: